Из очерка Виктории Хоменко, жительницы Кореневского района, краеведа,

члена Союза журналистов России

Сейм судоходный

Идут годы, текут реки…. И река нашей жизни уносит все дальше и дальше события еще недавнего прошлого, которые  кажутся  нам сейчас почти невероятными.

Сейчас трудно представить, что когда то наш Сейм был судоходный. А ведь и полвека ещё не прошло после последней навигации и  живы  очевидцы, сохранившие теплые воспоминания о речном флоте курской реки.

Ушло то время, но эмоции этот факт вызывает до сих пор…

 

Энциклопедия дает определение Сейму как типичной лесостепной реке – очень извилистая, с многочисленными излучинами и петлями, крутыми поворотами.

 

                              Сейм с высоты птичьего полета

 

 Русло реки то сужается, то расширяется, берега то пологие, то обрывистые, поросшие ивняком и камышом, с песчаными отмелями и плесами, а течение  медленное и спокойное. 

Река как река,  вроде ничего особенного, ни Волга, ни Енисей, но нам она  дорога  и горячо любима.

   Первое и достаточно полное описание Сейма дается в 1627 году в старейшем географическом труде России «Книга Большому Чертежу». Река обозначена  в нем  как очень полноводная, широкая, глубокая  и судоходная.

                            Разлив Сейма г. Путивль фото 1908года

                  г.Путивль ранее входил в состав Курской губернии

 

 Документальные свидетельства судоходности нашей реки можно найти уже в более позднее время.

В 1780 году под руководством курского губернатора Афанасия Николаевича       Зубова была организована судоходная компания. По паводковой воде караваны барок выходили в Сейм. Далее по Десне в Днепр и  в Черное море. Компания около десяти лет продержалась на энтузиазме Зубова. Экономически не выгодно было содержать компанию, нести большие траты, а использовать водный путь только по паводковой воде. После ухода губернатора Зубова  судоходная  компания  стала терпеть убытки и разорилась.

Источник той поры, «Военно-статистическое обозрение Российской империи за 1851 год», отмечал: «Большим препятствием для судоходства по Сейму  является то обстоятельство, что река довольно извилиста, изменяет ежегодно своё направление течений, фарватер, и имеет во многих местах (преимущественно близь устья) пересыпи и мели, очень затрудняющие движение нагруженных судов».

Для обеспечения судоходства на реке  с 1837 по 1839 год было построено 16 камерных шлюзов оригинальной конструкции с обводными каналами для прохода через мельницы (13 — в Курской губернии и 3 в Черниговской), около 60 пристаней и порт в г.Курске. Все шлюзы  были однокамерные, длиной 16 саженей, шириной 10 аршин (примерно 34 на 7 метров).

     В те времена суда, плывущие по реке, при длине 40 аршин (28 м) не могли иметь ширины более 9 аршин (6,3 м), иначе они не прошли бы через шлюзы.

До нынешнего времени сохранились остатки плотин возле села Сорокино (Курчатовский район),  Большие Угоны (Льговский район),  на территории Кореневского района - остатки обводного канала в с. Краснооктябрьском (Гапоново), в Глушковском районе – остатки плотин и обводного канала в Марково и Тёткино.

                     

Первый пароход стал для жителей Курска настоящей сенсацией. А факт прохождения парохода по  речному пути со шлюзами, вошел в мировую историю судоходства. 

Около двадцати лет по Сейму  ходили суда. Только за период с 1838 по 1846 год по реке  прошло 122 судна, 109 плотов, 6 барок, 87 полубарок и  один пароход.

Постепенно шлюзы и обводные каналы на реке приходили в негодность, после каждого паводка приходилось полностью восстанавливать все гидротехнические сооружения, содержание шлюзов было достаточно затратным, а доходы перевозчиков товаров относительно низкими, да и помещики не желали, чтобы в их владениях велись гидротехнические работы. Судоходство по главной реке Курской губернии не получило своего развития, и в конце 50-х годов XIX в. все сооружения были разобраны. Сеймская шлюзная система, несмотря на уникальность проекта, так и не стала важнейшей транспортной артерией в регионе.

К тому же в России в это время начали быстро развиваться  железные дороги, перевозки по которым оказались более выгодными.

И регулярное судоходство по Сейму опять прекратилось.

       

Речной трамвайчик

 

Ещё одна попытка возродить судоходство была предпринята уже в советское время, причём власти посчитали, что проект экономически очень выгоден. Но осуществиться в полной мере  этим планам помешала война.

В г.Курске в 30-х годах, теперь уже прошлого века, от Боевой дачи до Солянки по Тускари и Сейму ходил речной трамвай – небольшой  катерок примерно на 30 пассажиров. Им пользовались не только для прогулок, но и с практической целью.

До конца 1972 года в Морской школе ДОСААФ г. Курска был на ходу 15-метровый речной тральщик – катер 1943 года выпуска, который использовался как учебный и одновременно как пассажирский.

              

Рыльский участок реки  в советские  времена использовался очень активно, в том числе и для  пассажирского судоходства. Судоходство здесь существовало благодаря усилиям и городских властей, и населения города Рыльска. Два раза в год проводились работы по очистке русла Сейма, работала «землечерпалка» по очистке ила. К очистке реки подключались и рыбаки рыбацкой артели. Солдаты Рыльского полка очищали от водорослей песчаный пляж, ухаживали за лугом и берегом. Да и население, прилегающих к Сейму улиц, самостоятельно следили за чистотой своих купален и берега, очищали луг от колючек, где выпасали свой скот.

Начинался Рыльский участок речного флота  от села Жилище Льговского района, далее сёла Бупел – 3 остановки, Капыстичи – 2 остановки, Асмолово – 2 остановки,  Кольтичеево,  Березники, Стропицы и Рыльск.  

В воскресенье, среду и субботу суда  ходили на сахзавод – села Поповка, Тимохино,  Износково – 2 остановки.

   

В 1947 году состоялся первый рейс на Бупел. До Бупела и Жилище возили бутовый камень, щебень, кирпич, торф, по просьбе жителей - мел; с сахзавода везли сахар, в половодье на сахарный завод на катерах переправляли людей и машины. В Курск  на  баржах перевозили зерно, продукты, оттуда в Рыльск везли хозяйственные товары.

 

         с.Бупел Посадка на баржу фото из архива Рыльской районной библиотеки

 

В то время, в том числе и в Курской области, существовали отдаленные населенные пункты, не имеющие дорог и  единственным транспортом для людей, живущих в глубинке, были реки.  

С появлением  речных  трамвайчиков люди получили возможность выезжать в крупные поселки и города за покупками и на работу. 

В 1968 году  Рыльский участок речного флота пополнился теплоходом  типа «Заря» (речной трамвайчик). Теплоходу присвоили имя «Василий Фролов»  в честь одного из первых Героев Советского Союза Василия Михайловича Фролова, уроженца д. Конопляновка Рыльского района, получившего высокое звание в 1940 году в финскую войну.

На  «Василии Фролове»  было  60 мест, буфет, туалет. Билет стоил от 15 до 50 копеек в зависимости от расстояния. На выходные дни теплоход нанимали организации для выезда на природу своих сотрудников. Тогда это называлось массовкой. Липки, Отрадное, Бупел, Белые горы,  часто школьники выезжали  на  Якушино озеро.

На «Фролове»  штатных баяниста  и буфетчицы   не было, поэтому организации выезжали со своими гармонистами и буфетчицей, в выходные дни  на теплоходе работал буфет.

Хоть судно и было рассчитано на 60 мест, но иногда  собиралось до двух сотен пассажиров. Места на теплоход занимали с 7 утра. «Василий Фролов» в 14 часов уходил из Рыльска, к семи часом вечера приходили в Бупел. Там речники, или как нас тогда называли – катеристы, ночевали и на следующий день в 5 утра отправлялись  в обратный рейс Бупел - Рыльск.

    На остановках собирали народ. По течению этот участок проходили примерно за  пять часов, против течения шли семь. Дорог тогда почти не было, вот и возили в город  на рынок людей, а  на каникулах катали по реке детей.

У команды на  «Фролове» был радиоприемник «Спидола» и часто над рекой раздавались звуки фокстрота и танго. И плыл запах жареной рыбы…

В те благословенные годы в реке водилось сказать, что много рыбы - это ничего не сказать. А поскольку команде приходилось часами, а то и сутками стоять на погрузке – разгрузке, то ловили рыбу постоянно. И на катерах и на теплоходе были рыболовные снасти и разнообразные удочки. На теплоходе, к тому же, был и камбуз.

В 1970 году случился очень большой разлив, школу в поселке Боровском залило по окна.

 Как говорят старожилы, в тот год можно было попасть из Бупела в Ивановское через лес на лодке.

В начале 70х годов река начала мелеть. С началом строительства Курской АЭС с водохранилищем  снизился уровень воды в реке и  уменьшилась ширина реки и, как следствие, произошло резкое снижение паводковых вод.

Летом вода в реке еще больше спадала, фарватер зарастал травой, глубины оставалось метра полтора.  Речники предпринимали попытки самостоятельно  почистить русло, придумали специальный   волок, которым собирали водоросли и траву.

  Возле села Асмолово образовался широкий плес, глубина реки  составляла всего 30см,  коровы в этом месте переходили реку вброд, а теплоход  и катера с большим трудом проходили этот участок. 

 В последнюю свою навигацию теплоход сел на мель – в районе Синайки речники натолкнулись на кирпичную кладку и положили «Фролова» на грунт. Тогда райком партии    принял решение закрыть навигацию на реке Сейм.

    И 1 августа 1974 года навигация была закрыта полностью. Теплоход поставили на стоянку в Рыльске и списали.

Остались только немногочисленные фотоснимки и чудом уцелевшая запись 1970 года с кинокамеры Моисеенко Владимира Семеновича, ведущего конструктора завода чертежных принадлежностей.

И добрые воспоминания о тех временах.

 

Наталья Ковынева (Курдюкова) г.Севастополь:

- Мои бабушки  жили в деревне Бупел.  

                                       Бупел, фото Рыжкова Е.П.

 

Это конечная точка маршрута катера. Уходил он в город рано утром, приходилось вставать в 4 утра.

 Шел катер долго, порядка 4-5 часов. Медленно изворачиваясь по петлям Сейма, толкая перед собой баржу. Ехали в Рыльск по делам, кто чинить телевизор, кто за продуктами, кто на учебу. Пейзажи по берегам настолько красивые были, что сон, как рукой снимало. А после обеда катер шел обратно из Рыльска. Все усаживались нагруженные покупками, ехали в отпуск к родителям с чемоданами  и «городские». А как ждали катер в каждой деревне! Ребятня, бабы, да и мужики выходили к месту швартовки. Бупел был в самом выгодном положении, т.к.  всё село вытянуто вдоль реки.

Были определенные места, где катер причаливал. Но если катеристы (их так называли) видели, что вещи тяжелы или дети маленькие, причаливали по просьбе, как можно ближе к дому. Благо берега позволяли. Мы всегда встречали катер. Ждали, а  вдруг кто в гости приедет, это ведь целое событие было. Катер на весь безлёдный период был очень надежным видом транспорта. Автобус мог прийти, а мог и не поехать (сломался или после дождя дорога превратилась в непроходимое болото). А катер в любую погоду людей вёз. У меня о нем самые трогательные воспоминания, связанные с детством. Я себе даже картину заказала у художника из Марьино А.Рыжкова"Прибытие в Рыльск катера "Курск".   

  

                  А. Рыжков "Прибытие в Рыльск катера "Курск".

 

 

     Висит прямо в столовой над обеденным столом, как и картина «Церковь в Капыстичах» - один из красивейших видов с реки художника Анны Галанжиной.

Еще моменты интересные были. Река-то, в основном, лесами шла. Но вот раз и опушка, а на ней лось могучий насторожился и смотрит, не шелохнувшись, как катер идет. Потом успокоится и продолжает пить воду.

  Иногда из камышей с оглушительным хлопаньем крыльев взлетает стая диких уток. Дети к матерям от страха прижимаются, но все равно, смотрят с любопытством, такое в фильме не увидишь...  

 

Это история, а современность…?

 Сегодня снова вспомнили о реках, туризме, экологии и речных трамвайчиках.

 Работы по реабилитации Сейма в рамках нацпроекта «Экология» были начаты в 2019 году.

В Перспективном плане развития г.Курска на ближайшие годы предполагается провести гидротехнические работы по руслу р. Тускарь (приток Сейма), убрать мель, построить причалы  и пустить речной пассажирский трамвайчик. Предполагаемая зона плавания – вверх и вниз по течению реки  от Кировского моста. Сейчас специалисты расчищают реку от иловых отложений, удаляют повреждённые деревья в береговой полосе, создают карты намыва и укрепляют берега…

А в Рыльске,  по инициативе последнего Сеймского капитана  Анатолия Александровича Толмачева,  краеведа, капитана- механика речного флота Соломонова Александра Алексеевича и энтузиаста и руководителя инициативной группы г. Рыльска  Земенкова Евгения Владимировича планируется  к 50-летию  последней навигации установить памятный знак на месте стоянки катеров Рыльского речного флота.

 Ну а Сейм с каждым годом  все сильнее и сильнее мелеет и зарастает травой. Больших разливов нет давно… Причина обмеления Сейма проста – бездумное использование человеком природных ресурсов в своих интересах:  вырубаются леса, осушены болота, питавшие родники и малые речки, распаханы пойменные луга, идет бесконтрольный забор воды для орошения полей, многочисленные свинокомплексы качают воду из артезианских скважин, уменьшая тем самым количество подземных запасов воды,  да и Курчатовское водохранилище внесло свой вклад, отбирая у Сейма паводковые воды.

 Это проблема не только нашей реки. По подсчетам американских экологов только за последние годы не планете исчезло более 900 тысяч малых рек и речушек.

 Человек создал эту проблему. Человеку ее и решать, иначе природа нам этого не простит и, не дождавшись от нас разумных действий, разрешит эту проблему сама.

 Виктория Хоменко

член Союза журналистов России, 2020г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить