18 марта 2025 года исполняется 60 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. Космическая тема очень интересная для юных книголюбов. Иначе и быть не может! Космос полон тайн, открытий, неизведанного… Ребята всегда внимательно слушают рассказ о первом выходе человека в открытый космос. Нынче этому знаменательному событию исполняется шесть десятков лет.
В открытый космос 18 марта 1965-го вышел Алексей Леонов. И этот выход человека за борт космического корабля не уступает полету Юрия Гагарина, который проложил тропку к далеким звездам.
Юные книголюбы с интересом рассматривают выразительные иллюстрации в увлекательных изданиях о тайнах Вселенной. Они внимательно слушают яркие отрывки из текстов, скажем, о скафандре космонавта.В открытом космосе лишь оболочка скафандра разделяет человека и космический вакуум: это безвоздушная среда, а значит, космонавту необходим запас воздуха для дыхания. Резкое падение давления – декомпрессия – приведет к смерти человека, оказавшегося в вакууме без скафандра. Он защищает космонавта и от перепадов температуры, от космической радиации. Подчеркиваю, общаясь с ребятами, что по сути скафандр уместно назвать космическим кораблем, ужатым до минимальных размеров.
Продолжая разговор с любознательными юными книголюбами на тему «Человек в открытом космосе», отмечаю, конечно, что опасность для зрения в открытом космосе представляет свет Солнца, не ослабленный атмосферой. Для защиты глаз космонавта прозрачную часть его шлема покрывают тонким слоем золота. А перемещаться ему свободно в космическом пространстве и стабилизировать нужное положение тела позволяет реактивный ранец.
Не оставляют равнодушными ребят волнительные отрывки из воспоминаний Алексея Архиповича Леонова. Вот один из них: «Вот и космическое небо. Я первый вижу космос с миллиардами звезд не из корабля, не из иллюминатора, а через светофильтр скафандра! Было так тихо, что я слышал, как бьется мое сердце. Слышал шум своего дыхания. Корабль, залитый яркими лучами солнца, с распущенными антеннами – иглами выглядел как фантастическое существо; два телевизионных глаза следили за мной и, казалось, были живыми. Корабль одинаково ярко освещен солнцем и светом, отраженным от атмосферы земли, которая торжественно голубым шаром разворачивалась внизу. Нет, не разворачивалась, а стремительно бежала! Только что было видно Черное море, а сейчас уже вижу Волгу.
Солнце ярко отражалось от поверхности океанов и бежало за нашим кораблем золотистым зайчиком. Всматриваюсь в Землю – вижу ниточки железных дорог и автострад. Они, как паутинки, сходятся в узелки городов и опять убегают в разные стороны…»
Еще такой отрывок впечатлил ребят: «… В течение двух витков мы должны были подготовиться к спуску: уложить все съемочное оборудование, закрепить фото – и кинокамеры, проверить системы спуска на работоспособность, скафандры – на герметичность…
Работали точно по графику, много раз проверяя на прочность аппаратуру. Не заметили, как прошли Камчатку и начали спускаться к Антарктиде. Обогнув ее, мы через Африку пошли на север…»
Внимательно слушали юные книголюбы и такие строки из воспоминаний Алексея Леонова: «… Небольшой рывок – раскрылся тормозной парашют. Через несколько минут еще рывок – раскрылся вытяжной, а за ним и основной парашюты. Площадь купола этого парашюта около тысячи пятисот квадратных метров. Стало тихо. Корабль покачивался на стропах. Мы слышали, как в них свистел ветер. Солнце ярко светило в закопченные иллюминаторы. Затем оно пропало. В корабле стало сумрачно. Мы поняли – спустились под облака. Стало еще темнее.
– Что это? – не успели задать вопрос друг другу (Алексей Леонов совершал космический полет на «Восходе – 2» вместе с космонавтом Павлом Беляевым), как включился тормозной двигатель, и корабль мягко коснулся заснеженной земли. Скорость приземления была маленькой, мы даже слышали, как снег проседал под кораблем…». Находясь под впечатлением, ребята отвечали на вопросы космической викторины, а еще на листах бумаги, проявив фантазию, рисовали космические корабли и, конечно, космонавтов в скафандрах. При этом дети отмечали, что полеты в космос – это очень трудная, а иногда и опасная работа, которая требует от покорителей Вселенной не только больших знаний, но еще и большого мужества.
Надежда Мазалова, заведующая Хомутовской детской библиотекой - филиалом