В 2022 году будет широко отмечаться 350-летие со дня рождения первого российского императора Петра I. Соответствующий указ подписал Президент Российской Федерации  Владимир Путин.

Будущий император Петр Алексеевич родился 9 июня 1672 года. Историк и педагог Сергей Рождественский в своём труде «О Петре Великом» (1872) пишет: «Весело встретил жизнь царевич Пётр. Он был крепкого здоровья, красив собою; яркий румянец так и играл на щеках его; в десять лет он казался шестнадцатилетним… В мальчике между тем с ранних пор начала обнаруживаться также необыкновенная живость и острота ума».

У кого же будущий великий император учился строить корабли и управлять страной?

В Московском государстве во второй половине XVII столетия европейское образование только входило моду. У старших братьев и сестры Петра – Федора, Софьи и Ивана – наставником был Симеон Полоцкий, один из образованнейших людей того времени. Самого же Петра учили по старинке – по церковным книгам. «Для обучения грамоте приставили к нему, по тогдашнему обыкновению, дьяка Зотова, человека раболепного…»

«К чести Зотова надо отметить, что он не ограничил своего учительства такими несложными предметами, как простая грамотность и учение священных книг наизусть». Зотов составлял для царевича «училища» – тетради с историями из жизни царей – и поручал иллюстрировать их самым искусным художникам.

Со смертью отца, царя Алексея Михайловича, и вступлением на престол старшего брата Фёдора при дворе возвысился род Милославских, родственников первой жены усопшего государя. Царевич Пётр и его мать Наталья Кирилловна, урожденная Нарышкина, оказались в опале.

Они вынуждены были отправиться в село Преображенское под Москвой. «При грустном положении его матери одно только служило развлечением – игры со своими сверстниками, которых собрал ему еще отец его для потехи. За это они и назывались потешными».

Юный Пётр любил бывать в Немецкой слободе – месте поселения выходцев из европейских стран. Однажды, заинтересовавшись устройством и работой привезённой из-за границы астролябии, Пётр обратился за разъяснениями к голландскому предпринимателю Францу Тиммерману, который стал его учителем по геометрии, арифметике, артиллерии и фортификации. «Но каково, – писал Василий Золотов – было наставнику с таким учеником, который, по свидетельству современников, не умел ходить, а только бегал. Этим лучше всего выражается пылкость его души и ничем неудовлетворимое стремление к приобретению знаний». Однако, по свидетельству Бориса Глинского, Пётр «без труда скоро достиг до многосложной теории астролябии, затвердил все иностранные термины фортификации, вычислил размеры орудий и определил, при каких условиях, в каком расстоянии может пасть на данную точку бомба».

Однажды в Измайлово, в амбаре, Пётр обнаружил старый английский бот. Мысль, что лодка может ходить против ветра, привела царя в восторг. Этого оказалось достаточно, чтобы он начал строить флот. К пятнадцати годам Пётр владел четырнадцатью ремеслами.

В 1696 году он наконец становится полноправным правителем.

Конечно, своим образованием юный царь был обязан не только учителям и наставникам, но и собственной тяге к знаниям и любознательности.

По материалам пресс-службы Президентской библиотеки

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить