В преддверии Дня матери в зале Современности Хомутовского музея развернута выставка, которая привлекает внимание и взрослых, и юных посетителей.

На выставке представлено рукоделие Евдокии Парфеновны Балышевой, проживавшей в селе Поды. Прекрасные экспонаты выполнены сложной вышивкой в технике «ришелье». Мастерица ушла в мир иной, но оставила в наследство внукам-правнукам удивительные творения умелых рук. Ее родные передали замечательные работы рукодельницы в Хомутовский музей, чтобы ими полюбовались земляки и не только.

У необычной экспозиции Галина Слепынина, заведующая музейным отделом Хомутовского Дома народного творчества, рассказала недавно детям о Дне рукоделия, который отмечался 16 ноября, о вышивке в технике «ришелье» - ручной и машинной.

- Вышивка – это никогда не увядающие цветы, наряд, который всем к лицу, уют и гармония в доме! – подчеркнула Галина Петровна, показывая ребятам искусные творения Евдокии Парфеновны. – Любая работа собой хороша, ведь в ней отразилась хозяйки душа!

Продолжая беседу с юными посетителями музея, ведущая отметила, что с помощью иглы и ниток русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

- «Ришелье» украшают одежду и салфетки, занавески и скатерти, воротнички и другие изделия, - заметила Галина Слепынина, демонстрируя очередную вещь умелой рукодельницы. – В результате кропотливой многочасовой работы получается ажурная вышивка – красивое кружево. К счастью, и сегодня это старинное рукоделие не забыто!

Галина Петровна ответила на вопросы ребят о вышивке в технике «ришелье», выполняемой на хлопке, льне, батисте… А затем в тишине музейного зала она прочитала детям волнительное письмо-воспоминание, посвященное Евдокии Парфеновне, которое передала в музей Тамара Алексеевна Родивилова, внучка мастерицы, жительница райцентра:

«Родилась моя дорогая бабушка в далеком 1913-ом. Время было тяжелое. Воспитывала их с братом мама одна: глава семейства ушел на финскую войну и не вернулся.

Евдокия с детства помогала маме по хозяйству, а в школу не могла пойти – не было ни одежды, ни обуви. Подростком она ходила на колхозные поля на сенокос, жала серпом зерновые да вязала их в снопы. Ее ноги были в царапинах, а ступни не чувствовали стерню.

Зимой она носила из леса вязанки дров, а вечером под лучиной училась ткацкому делу: ткала холсты, из которых затем делали скатерти, рушники, выбивала на них узоры.

Время шло. Взрослой девушкой, с черными косами по пояс, пришла она на Святках на вечеринку. Приметил ее белокурый парень Иван, односельчанин. Он, не раздумывая, заслал сватов: знал, что эта девушка – труженица, рукодельница, боялся, что кто-то уведет. Привел Иван ее в свой дом, где жили мать и три сестры. Не очень она им приглянулась: один брат, а в жены взял бедную девушку. Но Иван настоял на своем. Сыграли свадьбу – скромный вечерок.

Через год у молодых родилась дочь (моя мама). Долго она дома не сидела, ведь было кому за ребенком смотреть. Работала Евдокия с мужем в колхозе. Через три года в семье родилась вторая дочь, а через два года – сын.

Жили в любви, растили детей, но грянула Великая Отечественная война. С сельсовета принесли ее Ванюше повестку. Сколько слез было пролито! Снарядила его, всей семьей проводили до околицы, где собрались все призывники. Иван просил ее беречь себя и деток. Евдокия осталась жить со свекровью и золовкой.

Война не щадила никого. При бомбежках прятались в погребе. Берегли корову-кормилицу. Родился четвертый ребенок – сын Сережа. От мужа получала весточку, а ему писала много писем. Он их не получал, так и не узнал, кто у него родился.

Пришлось им эвакуироваться в село Беляево Конышевского района. Была глубокая осень: дождь, слякоть, холод. Кое-как добрались. Приняла их в дом хорошая хозяйка, обогрела, накормила. Заболели дети. Младшего не смогли вылечить – умер.

После освобождения села вернулись домой. Хата сгорела. Приютили их свекровь с золовкой. А тут пришло извещение, что муж без вести пропал. Опять слезы, горе...

Но Евдокия, сильная женщина, начала строить дом. Трудно было, но помогали друг другу. Дом достроила. Дети подрастали. Она трудилась в колхозе. Жила со свекровью, которая осталась с ней до последнего своего дня, к дочерям не пошла.

Рукоделие свое бабушка не забросила: нужно было дочерям приданое готовить. Выдала их замуж. Сына проводила в армию. Он 4 года служил в Германии, присылал письма. Вернулся в отчий дом, полюбил девушку с соседней улицы, сыграли свадьбу. Сначала жили вместе. Но у молодых  было уже двое детей. Купили им дом.

Забрала Евдокия к себе свою маму. Так и жили: она, мать и свекровь. Проводила их в мир иной и жила одна. О ней заботились дети, внуки, а их у нее семеро. Она часто рассказывала о своей жизни, суровой военной поре, приучала к труду, уважать старших. Пекла вкусные пироги да нас угощала.

Стало подводить здоровье. Забрала ее к себе старшая дочь. Она все ждала до последнего дня своего Ванечку. Только в 2018-ом внучка Алла разыскала по архивам дедушку: он умер от ран в госпитале в селе Жирновец Золотухинского района, где и был похоронен. Сын Виктор с женой и детьми (они своего сына в честь героического деда назвали Иваном) ездили на то святое место. Они отвезли туда горсть земли с малой родины и поклонились.

Вот такая жизнь и судьба были у Евдокии Парфеновны, рукодельницы, мамы и бабушки».

Тамара Бандурина

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить