Сегодня мемы – узнаваемые картинки, слова, заинтересовавшие публику персонажи – неотъемлемая часть массовой культуры. Своим возникновением и популярностью они во много обязаны интернету. Но были времена, когда не то что интернета, телевидения не было еще. И радио. А личности-мемы, в лучшем понимании этого термина, уже были. В числе первых – казаки.
Жесткий романтик и хронический бунтарь
Степан Тимофеевич Разин (около 1630 – 16 июня 1671). Донской казак. Атаман. Один из самых знаменитых смутьянов в российской истории. Происходил из зажиточной казачьей семьи. Возглавил крестьянскую войну против бояр-предателей. В походах был лют и удачлив. Вступал в конфликты с иноверцами, но и с братьями-казаками, не разделявшими его позиции, бился отчаянно. Был выдан властям и казнен на Лобном месте на Красной площади. Останки закопаны на мусульманском кладбище (Разин был предан анафеме) в районе нынешнего Парка Культуры в Москве.
С Лобного-то места Стенька Разин и шагнул прямиком в народные сказания и песни. Текстов, порожденных коллективным разумом или конкретными авторами, по мотивам приключений донского казака так много, что из них при желании можно целую библиотеку собрать.
Причем Разин в этих произведениях каким только не изображен: от без пяти минут святого до колдуна-чернокнижника. А что он был непревзойденным рубакой и покорителем женских сердец, так это часто подразумевалось как бы по умолчанию.
За атамана!
Матвей Иванович Платов (19 августа 1753 – 15 января 1818). Донской казак. Атаман Донского казачьего войска. Генерал от кавалерии. Участник всех войн, которые вела Российская империя в конце XVIII – начале XIX века. Основатель Новочеркасска – Донской казачьей столицы. Кавалер многочисленных российских и зарубежных орденов. Граф. Умер под Таганрогом. Останки Платова покоятся в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе в Новочеркасске.
Нет более яркой иллюстрации казачьей мечты, чем жизнь Матвея Платова. Подняться из донской станицы до августейших дворов Европы, причем исключительно благодаря своему воинскому таланту, – это достойно всяческого уважения.
Справедливости ради скажем, что происходил Платов не из рядовых станичников, а все-таки из казачьей старшины. Но это, скорее, детали. Карьера его все равно головокружительна.
Служить Матвей Иванович начал в 13 лет, в 16 лет уже был есаулом, а завершил свой жизненный военный поход генералом, атаманом, графом. И героем, чье изображение можно было встретить и на простейшем лубке в бедной хате, и на роскошном полотне в золоченой раме в вельможном дворце. Причем по всей Европе.
Слава Матвея Платова намного пережила его самого. Доказательство всем нам известно – аэропорт Платов в Ростове-на-Дону.
Ужас, летящий по горам Кавказа
Яков Петрович Бакланов (27 марта 1809 – 30 октября 1873). Донской казак. Дворянин. На службе с 15 лет. Обладал недюжинной силой. Прирожденный рубака. Герой Кавказской войны. Усмиритель западных провинций империи. Генерал-лейтенант. Кавалер многочисленных орденов Российской империи. Умер в Санкт-Петербурге. Похоронен в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе в Новочеркасске.
Бакланов был воином от Бога. Его карьера – путь честного казака. Но таких в российской истории не так уж и мало. В том числе и прорубивших себе шашкой дорогу к генеральским погонам.
Тем не менее Яков Бакланов сумел выделиться и в этой плеяде русских героев. Чем? Скажем, непримиримостью к врагу, решительностью действий, требовательностью к себе, справедливым подходом к подчиненным. А еще невероятной силой.
Суметь разрубить противника шашкой от плеча до седла – таким даром и среди казаков далеко не всякий похвалится. "Баклановский удар" вошел в легенды. Причем не только у казаков, но и у горцев, против которых генерал воевал долгие годы. Завидев баклановский стяг, даже видавшие виды казаки нервно поеживались. А уж горцы, сколь бы мужественными они не старались себя показать, испытывали оторопь, мистический трепет.
А знамя Якова Бакланова и теперь можно увидеть на полях сражений. С началом боев за освобождение Малороссии от нацизма, еще в 2014 году, старинные символы – череп и кости, строки Символа веры – замелькали на одеждах и стягах русских и сербских добровольцев и казаков, конечно, в первую очередь. Тем самым они дают обещание биться до победы, не щадя жизни, как учил генерал Бакланов.
Герой в оригинальной упаковке
Козьма Фирсович Крючков (1890 – 18 августа 1919). Донской казак. Первый кавалер Георгиевского креста в Первую мировую войну. 30 июля 1914 года в составе казачьего разъезда из 4 человек атаковал существенно превосходящие силы противника. Выжил. Получил многочисленные ранения. Стал самым узнаваемым бойцом воюющей России. Войну начал приказным (ефрейтором), закончил подхорунжим. В Гражданскую войну остался верен своему образу имперского героя, воевал с красными. Погиб в Саратовской губернии в звании хорунжего. Похоронен на кладбище родного хутора Нижне-Калмыкова Усть-Хоперской станицы.
Россия воевала в Первой мировой, которую изначально называли Второй Отечественной (считалось, что первая была в 1812 году). Стране были нужны герои. И Козьма Крючков, отважный казак из самой гущи народа, подходил под этот статус по всем показателям.
Правда, прежде чем стать всероссийской знаменитостью, ему надо было выжить в схватке с превосходящими силами немцев рядом с одной деревенькой на территории нынешней Литвы.
Существует множество версий этой рядовой, в принципе, стычки, прославившейся только благодаря внезапно возникшей "медийности" Крючкова. Сохранились плакаты и лубки, где истекающий кровью казак на израненной лошади сражается буквально посреди бушующего моря из германских кавалеристов.
Количество убитых немцев в разных источниках колеблется от 1 до 30 с лишним.
Интернета в 1914 году, понятно, не было. Но пресса уже имелась и заявляла о себе всеми доступными ей техническими средствами. Козьма Крючков стал известен России с подачи популярных журналов "Нива" и "Искры". А дальше образ стал тиражироваться, подвиг Крючкова оброс былями и небылицами. Главное же, что первый георгиевский кавалер Первой мировой войны оказался очень подходящим персонажем для использования его в коммерческих целях.
Ноты песни о храбром казаке Крючкове для фортепиано и вокала разлетались как горячие пирожки. В "синема" крутили "фильму" о донском герое в двух частях. Портреты казака печатались в газетах и журналах, на спичечных коробках.
Вершина успеха – физиономия Козьмы Фирсовича на фантиках конфет "Геройские" (кондитерская фабрика Колесникова в Санкт-Петербурге), "Козьма Крючков" (паровая фабрика Жукова в Москве), "Косьма Крючков" (кондитерская фабрика Фастовского в Киеве). В последнем случае было указано, что донской казак получил 16 ранений и убил 11 немцев.
Все дело в шлеме
Семен Михайлович Буденный (25 апреля 1883 – 26 октября 1973). Один из самых титулованных уроженцев области Войска Донского. Полный кавалер Георгиевского креста и Георгиевской медали. Трижды Герой Советского Союза. Кавалер восьми орденов Ленина и шести – Боевого Красного знамени. Маршал Советского Союза. Командующий Первой конной армией РККА. В честь Буденного были названы многие города, поселки, районы, заводы и пароходы СССР. Умер в Москве. Похоронен у Кремлевской стены.
Уточним, что, будучи уроженцем донской земли, Семен Буденный происходил из семьи иногородних крестьян Воронежской губернии. Что не помешало ему превратиться в одну из звонких легенд Донского казачества.
Свою службу Буденный начинал в Маньчжурии в 26-м Донском казачьем полку. А эффектным и эффективным бойцом, каким мы его знаем по дореволюционным фотографиям с гроздьями Георгиевских крестов и медалей на гимнастерке, Семён Михайлович стал на Кавказе в боях с турками.
Отчаянной смелости воин и виртуозный наездник. В своей любви к лошадям Буденный мог дать фору многим природным казакам.
После Великой Октябрьской социалистической революции он вернулся на Дон, где стал одним из заметных деятелей нарождающейся советской власти. Буденному довелось стать одним из создателей и командующим Первой конной армии. Уникальное в истории Гражданской войны формирование, ставшее "красной казачьей легендой". А потом был взлет Буденного на самую вершину власти. Он оказался в обойме видных и, разумеется, известных всякому советскому гражданину кремлевских руководителей.
Но крепче всего фамилия прославленного кавалериста отечественной истории засела в головном уборе – буденовке. Без особого, кстати, участия самого Семена Михайловича. Этот головной убор был разработан в 1918 году. Участвовавшие в проекте художники Борис Кустодиев, Михаил Езучевский и Виктор Васнецов тяготели к историческим мотивам. Им удалось сделать оригинальный, ни на что не похожий, да еще и функциональный головной убор.
Первоначально в войсках его называли фрунзевкой в честь Михаила Фрунзе. Но со временем буденовка вытеснила все прочие варианты.
Если бы ее не сняли в свое время с "вооружения" (все же производить такой шлем затратнее, чем пилотки, а сам он холоднее, чем ушанки), буденовка могла бы и вовсе стать одним из главных символов СССР.