Женщина-казачка с давних времен имела особое значение в казачьей семье. Ее сильный характер, неукротимый нрав и преданность семейному очагу внесли немалый вклад в образ казачества. О роли жен казаков во второй половине ХIХ – начале ХХ века рассказала доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Оренбургского государственного педагогического университета Елена Годовова.

Жены казаков
"Женская часть казачьего населения в численном составе преобладала над мужской. Согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года казачек было на 10% больше, чем казаков", – отметила Елена Годовова.
 
В отличие от представительниц других сословий казачкам той поры была привычна постоянная активность по хозяйству и экономическая независимость, поскольку мужчины проводили большую часть жизни вдалеке от дома, неся военную службу. Положение женщины было не только не тягостно, но и более свободно, чем, например, положение великорусских крестьянок.
 
При всей свободе и независимом поведении социально-правовой статус женщины был ниже, чем у казака. Они не участвовали в станичном управлении, на кругу, правом решающего голоса обладали только лица войскового сословия – мужчины. Казачки выступали здесь лишь в роли просительниц.
 
Несмотря на это женщинам всегда отдавалась особая роль матери, жены и сестры. Казачка с древних времен объединяла в себе неукротимый нрав и преданность семейному очагу.
 
 
 

"Многие казачки никогда не покидали своих станиц, поэтому с большим интересом слушали рассказы казаков о службе казачьих полков, о жизни в других станицах и крупных городах, о государе и царской семье. При этом вздыхали и крестились",

– рассказала Елена Годовова

Как выбирали себе жен казаки

Казаки, жизнь которых была полна путешествий и сражений, относились к женитьбе очень ответственно. Обычно вступающим в брак казакам было 18–19 лет. В случае, когда в семье недоставало работников или кто-то из семьи был серьезно болен, а на хозяйстве оставался 16-летний сын или 15-летняя дочь, родители старались поскорее женить своего сына или взять себе в зятья молодого казака, не обращая внимания на ранний возраст жениха и невесты.
"Причиной женитьбы детей в столь раннем возрасте была экономическая необходимость. Мальчик до ухода на службу успевал обзавестись детьми и оставить помощников родителям, а невесту специально выбирали постарше, так как главная ее функция заключалась в рождении здоровых детей и помощи свекрови по хозяйству", – уточнила Елена Годовова.
 
Браки заключались как по взаимному согласию, так и по решению родителей, которые сами подбирали невесту для сына, даже если ему нравилась другая. В этом случае при выборе невесты большее внимание обращалось не на внешность, а на "породу" и материальное положение ее родственников, которое должно было быть приблизительно таким же, как и у родителей жениха.
 
В период с XVI по XVIII век запорожские казаки регулярно ходили в походы на Крымское ханство, а донские – на владения Блистательной Порты на Кавказ и в Закавказье. В качестве трофея воины приводили себе мусульманок и делали их своими женами, обращая в православие. Первым делом девушек крестили, давая им привычные православные имена. Так, запорожские и донские казаки в основном женились на турчанках, терцы – на своих соседках чеченках и дагестанках, уральцы – на ногайках и сартянках.
 
 
Но к началу XIX столетия казаки стали заключать браки в основном в пределах сословных границ. Разрешение иногородним селиться на войсковых землях способствовало распространению межсословных браков. Крестьянин считал за честь, когда казак сватался к его дочери.

Образ женщины-казачки

Характер казачек подчеркивала одежда. На протяжении ХIХ века костюм казачки эволюционировал от шелкового, парчового или бархатного платья (кубелек) с высокой талией и застежкой впереди до комплекта женской одежды, состоящего из юбки и кофты, который называли двойкой или парочкой.
От достатка семьи зависело, какой будничный костюм будет носить казачка –холщовый, ситцевый или хлопчатобумажный. Если верх рубахи был украшен вышивкой или аппликацией, то юбку надевали без кофты. Если же рубаха была простая и без отделки, то с кофтой. Кофту всегда носили навыпуск, не заправляя в юбку. Голову покрывали пестрым платком или большими шалями. На ноги надевали башмаки, полусапожки простой работы или лавочные козловые с медными подковками.
 
Донские казачки поверх рубахи надевали сукман или сарафан. Сукман чаще всего изготавливался из шерсти черного или синего цвета и лишь иногда из некрашеной. По прямому разрезу шеи он обшивался шелковой лентой и имел застежку на пуговицу. Дополнял костюм плетеный пояс из красных или синих шерстяных ниток. Во второй половине XIX века сукман надевали уже только пожилые женщины как праздничную или обрядовую одежду.
 
 
 
 

Казачка в обществе: права и обязанности

В казачьем обществе существовали свои правила и нормы поведения по отношению к казачкам, у них были свои права и обязанности. Это помогало сохранять культуру и традиции не только казачьей общины в целом, но и отдельной семьи.
В казачке весьма высоко ценилось умение содержать дом и хозяйство в исправности. Общественное мнение в казачьих станицах сурово осуждало казачку, "уронившую хозяйство", считалось, что тем самым она роняла свое человеческое достоинство в глазах всей станицы. По поведению хозяйки судили о том, что из себя представляет любой мужчина из ее семьи, будь то муж, брат или отец.
 
 
Для казачества как военного сословия характерно было женское вдовство. После смерти мужа казачка могла остаться жить в семье покойного мужа, вернуться в семью родителей или выделиться и вести хозяйство самостоятельно. Если свекор соглашался на выдел вдовы, то он не только возвращал невестке ее приданое, но и давал крупный рогатый скот, другое семейное имущество, иногда строил или покупал хату.
Когда невестка оставалась в доме покойного мужа, она могла жить дальше безбрачно или выйти повторно замуж. Иногда вдова выходила замуж за младшего брата покойного мужа, потому что семья хотела сохранить ее детей при себе. Некоторые казачки после смерти мужей, не желая больше выходить замуж, уходили в монастырь и до конца своей жизни молились за душу погибшего в бою мужа.
 
Если вдова становилась хозяйкой большой семьи, то к ней переходили все обязанности главы семейства: организация трудовой деятельности, регулирование взаимоотношений между членами семьи, принятие решений о передаче семейных сбережений и ценностей в наследство, представительство на станичных сходах. Статус вдовы-хозяйки малой семьи, то есть без взрослых сыновей, давал ей право рассчитывать на помощь со стороны станичников.
Согласно законодательству, вдовы казаков, находившихся на государственной службе, получали определенное обеспечение. В фондах Российского государственного исторического архива содержится большое количество дел о назначении пенсий казачкам, чьи мужья погибли или пострадали в период революционных событий 1905–1907 годов.
 
Благополучие казачьей семьи во многом зависело от женщины. В случае смерти матери семья оказывалась в тяжелом положении и другим членам семьи трудно было ее заменить.

"Как писали современники, если жива, здорова мать семейства – все будут довольны. В доме она рычаг, проявления силы которого видны повсюду: и в поле, и дома, и на огороде",

– подытожила Елена Годовова
 
Источник: https://kazachestvo.ru/20230518/424910.html
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить