Ровно 50 лет назад в Сибири дали старт строительству уникального транспортного маршрута Байкало-Амурской магистрали. БАМ стал стройкой века, куда стремились попасть тысячи добровольцев со всего Советского Союза. Все они мечтали стать первопроходцами, несмотря на все трудности, которые приходилось преодолевать. На 9 с половиной лет связали свою судьбу с легендарным БАМом жители райцентра супруги Валентина Ивановна и Алексей Михайлович Лямцевы. С волнением и удовольствием они вспоминают это прекрасное время.
Алексей Михайлович родом из Ольховки. Вначале работал в родном колхозе в кормоцехе, потом выучился на шофера и сел за баранку ГАЗ-51. Валентина Ивановна училась во Львове в медучилище. Деревня Чубаровка, где жила девушка, по соседству с Ольховкой. Молодые люди встретились, познакомились. В августе 1974 года в Ольховку приехал земляк и рассказал, что разворачивается грандиозная стройка, нужны молодые специалисты. Алексей с приятелем решили туда тоже отправиться и договорились, чтобы им сделали вызов. Уже в октябре они отправились на стройку.
Через три месяца, договорившись со сменщиком, чтоб тот подменил на время отсутствия, Алексей приехал на родину за невестой. Валентина на тот момент уже работала в Большеалешнянском ФАПе. Молодые срочно расписались, но руководство не хотело отпускать с работы медичку. Пришлось ехать в Курск: объяснять, что едут новоиспеченные супруги не туда, где полегче, а на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку – БАМ.
Первым жильем семьи Лямцевых был обычный вагончик в поселке Февральск, который, по сути, только начинал отстраиваться. Но их не пугали трудности, бытовые неудобства.
- На наших глазах писалась история, - говорит Валентина Ивановна. – Мы были ее участниками. Об этих годах остались самые яркие воспоминания. Праздники общие были в клубе. А какая там природа! Тайга с ее богатствами! Ходили за грибами, ягодами, но обязательно одевали сеточки от комаров. Зимой мороз 55-570 на улице, легкие «скрипят» от холода, но вокруг такая красота. Так что, если говорят, что ехали за романтикой, то это правда. На БАМе было все!
Как только построили семейный барак, Лямцевы получили там квартиру. В 1977 году родилась дочь Эля, в 1983-ем – Аня. Супруга работала в медпункте, детском саду «Мостовичок». Глава семьи трудился в мостотряде №51 водителем на большегрузе. Был у него Урал-375, на котором он исколесил не одну сотню таежных дорог. Хотя и дорогами их назвать нельзя было, так и говорили - направление. Возил металл на стройку, выполнял и другие поручения. За баранкой КрАЗа-255 тоже довелось поработать. Путь был неблизкий всегда, случалось, подводила техника, переворачивалась из-за бездорожья.
- Едешь, бывало, скользко, машину водит. Сам дверку нараспашку держу и, если есть пассажиры, то и они тоже, - делится Алексей Михайлович. – Один из моих коллег вот так перевернулся и погиб.
- Но была взаимовыручка, друг друга в тяжелых ситуациях никогда не оставляли, - продолжает собеседник. – БАМ для нас стал школой становления, закалкой характера. У Алексея Михайловича много заслуженных наград, среди них благодарности, почетные грамоты, почетные знаки «Ударник 10 пятилетки», «Победитель социалистического труда», медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали» и другие. Он принимал участие в строительстве 10 мостов через бурные и коварные сибирские реки. Алексей Лямцев также был удостоен почетной миссии – укладки серебряного звена, который соединял два важнейших участка железной дороги.
- Да я, наверное, и в кадр не попал, - говорит с улыбкой бамовец. – Народу столько набежало! Оно и понятно, это был исторический момент. Мы через тайгу, болота, горные хребты проложили рельсы и шпалы между далекими городами.
- Мы прожили в Февральске девять с половиной лет, - поясняет Валентина Ивановна. – Дружба, которая зародилась там, осталась на всю жизнь. По-прежнему поддерживаем связь с друзьями, коллегами, поздравляли недавно с юбилеем БАМа друг друга. Вспоминаем те времена, трепет охватывает: какое же это было трудное и счастливое время!
Галина Солодова