Судьбы многих сельских женщин старшего поколения в чем-то похожи. Скромные, трудолюбивые, с первыми петухами вставали, управлялись с хозяйством, детей в школу собирали, бежали сами на работу. Так, взвалив на плечи груз домашних и колхозных забот, год за годом незаметно текла жизнь деревенской труженицы, которая не искала признания, не ждала высоких наград.
«День за днем ложатся, как в кружевах петельки…», изображение №1

Не мечтала о легкой сказочной жизни Антонина Ивановна Чеботарева. Она , что называется, где родилась , там и пригодилась. Родители были простые колхозники, в семье пятеро детей. Антонина, четвертая по счету, появилась на свет в тяжелое военное лихолетье в 1942 году. Отец и мать с малых лет детей приучали к труду, да они и сами видели, как родители трудятся, не покладая рук, в колхозе и дома. Старались, чтоб сын и дочери не хуже других были одеты, обуты, чтоб на стол было чего собрать. Отец по плотницкому делу мастак, сани умел гнуть. Себе, бывало, сладит и на продажу готовит. Знал какой дубок лучше подобрать, размочить, завернуть изгиб правильно. В подсобники брал Антонину, она хоть еще и мала была в ту пору, но старалась изо всех сил помочь.

Вспоминая детство, Антонина Ивановна, поделилась, как в седьмом классе с одноклассницами сортировала зерно, а в октябре на подведении итогов сельхозгода им троим за работу подарили по отрезу саржи на платья.

- Как же мы тогда радовались, - делится она. - Это ж какая честь — получить наравне со взрослыми подарок от правления колхоза. Жить в деревне не просто, но я другой жизни не представляла себе. Была возможность уехать в город. Старшие сестры на Донбасс уже перебрались, и я к ним, только не мое это, я - деревенская. Вернулась домой. Беззаботной мою жизнь не назовёшь, потрудиться ой как пришлось. Пошла работать в лесхоз. Старалась не отставать от других. Все ладилось у меня. Да как-то так получилось нежданно-негаданно, что в 18 лет замуж вышла.

Рассказывая историю своего знакомства с мужем, собеседница улыбается. Сама-то она чубаровская, а прошел слух, что приехал домой в Меньшиково один парень. Завидного жениха мать вызвала помочь построить хату. Николай (так его звали) к той поре уже и училище ремесленное закончил в Таганроге, и отслужил в Морфлоте. Девчата, конечно, заинтересовались парнем, а одна из подруг Антонины и вовсе заявила, что он будет ее. Тут уж поневоле любопытно станет. Однажды отец пришел домой и поделился новостью, что морячок тот на их улице свет делает. Николай уже работал электриком. Тоня смекнула, что это возможность обратить внимание парня на себя. Поправила волосы в тугой, толщиной в руку, косе, причипурилась и, сев на велосипед, поехала по улице. У столба, на котором работал электрик, остановилась, поздоровалась и уехала. Затем они снова встретились, когда девушка пришла в гости к тете. Было еще несколько встреч. До разговора о свадьбе не доходило, поэтому, когда в один из святочных дней девушку с посиделок вызвала сестра и сообщила, что ее сватать пришли, она оторопела. Ничего не ответила в тот вечер, только жених настоял на своем, что на следующий день пусть готовится к сватовству. Вскоре и свадьбу сыграли.

- Я совсем молодая пришла в новую семью, - вспоминает Чеботарева. - Свекровь подучивала как дом и хозяйство вести, где-то и сама старалась перенять, что и как. Хозяин у меня рукодельный был, если что надо, сам смастерить мог. Жили не хуже других. Двоих детей воспитали. Но в жизни нам все с неба не падало, своим трудом зарабатывали.

Вначале Антонина пошла работать по наряду, потом ее звеньевой выбрали. Она человек ответственный, душой за порученное дело болела.

- Бывало, жара печет, а мы с поля не уходим, стараемся пайку дополоть, - продолжает свой рассказ Антонина Ивановна.- А вечером приходишь домой, а там свой огород и хозяйство ждет. О выходных и речи не было, погода ждать не будет. Осенью выращенную свеклу надо выкопать и сдать до морозов. На какие хитрости только не шли, чтоб машины на свой участок заманить. Случалось, по ночам даже гимнастерки стирала, чтоб прикомандированные солдаты на следующий день время не теряли, выезжали на вывоз свеклы.

- По итогам работы за год награждали не раз наше звено и меня лично,- с гордостью вспоминает ударница труда.- Была победителем соцсоревнований, имею орден Знак почета, а уж грамот сколько вручали! В 1974 году назначили заведующей свинофермой, да и там работа не из легких, а через пять лет перешла работать в сельсовет. Сейчас вспоминаю и сама себе удивляюсь, когда что успевала? Работа, дети, дом, хозяйство, а еще и рукодельничала. Тогда без этого нельзя было. С 6 класса вышивать начала. Канвы не было, нитки мулине большой ценностью считались. Купишь моточек и разбираешь по ниточке. Приданое сами себе невесты готовили. Перины, подушки само собой, а нужно ж было полотенца, наволочки, простыни вышить, кружевами надвязать. У меня до сих пор сохранились обтяжки, прошвы, они конечно из моды вышли давно, но достану иногда, посмотрю на них. Сколько вечеров просидела, чтоб тонкой иглой и разноцветными нитками вышить дивные узоры и яркие цветы. А какие ажурные кружева вязала.

Перебирая свое рукоделие, Антонина Ивановна делится, как полезное умение пригодилось ей в трудные дефицитные времена. Она и сегодня, хоть зрение уже и не то, иногда берет крючок, вяжет коврики на пол.

- С хозяином прожили 48 лет, - вздыхает Антонина Ивановна. - Да вот не дожил до золотой свадьбы нашей. Похоронила его и осталась одна. Здоровье и меня подводить стало. Операцию сделали, пришлось у дочки задержаться, погостить. Конечно, вспоминаю свое село, как там, что там -интересуюсь. Иногда задумаюсь, за заботами да хлопотами жизнь пролетает и не замечаешь. День за днем ложатся, как в кружевах петельки, глядишь уже и целый жизненный узор получился.

Галина Солодова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить