Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в сознании миллионов людей. Очевидцами тех страшных событий были и дети, родившиеся в тридцатых, начале сороковых годов. Они пережили все: голод, смерть близких, непосильный труд, разруху. Ребятишки не знали, что такое обычное мыло, сахар, удобная новая одежда и обувь. Вчерашние маленькие граждане уже давно старики и учат молодое поколение дорожить всем, что у них есть. К сожалению, детям войны в нашем обществе не уделяют достойного внимания, хотя для них это очень важно, ведь именно им досталась тяжелая ноша – восстанавливать послевоенную экономику страны.


В поселке Колячок Веру Павловну Полескову знает каждый – она здесь родилась и живет до сих пор, хорошо помнит многих ушедших односельчан, время расцвета и увядания поселка. В сентябре этого года она отметит свой 80-летний юбилей. Наверняка, как и все пожилые люди, часто вспоминает детство, послевоенный период разрухи и голода, неосуществившиеся мечты и планы.
- Если бы не война, - говорит она, - все было бы по-другому. Но и на то, что есть, нельзя обижаться. Видно, так Господь Бог распорядился…
Родители Веры Павловны родом из Сумской области, переехали в Колячок за лучшей долей перед самой войной. В то время здесь было немало народа, действовали производства по переработке древесины и изготовлению необходимых для села промышленных товаров: саней, повозок, кадок, других разных мелочей для крестьянского быта. На базе местного хозяйства открыли даже ФЗУ (фабрично-заводское училище), где молодежь учили трелёвке леса, премудростям столярного дела. Отец трудился на лесопилке, мать нянчила детей - восьмилетнего Лешу и его сестру Татьяну. Семья имела корову, пасеку, много птицы…
- Отца, - говорит Вера Павловна, - забрали в начале войны, по словам матери, это был красивый, добрый мужчина. Горячо любил своих детей. А как он нас целовал, обнимал перед тем, как уйти на фронт, словно чувствовал, что не доведется ему больше увидеть ставший родным Колячок, близких.
Так оно и случилось. 22 сентября 1944 года при освобождении одного из городов Латвии батарея гвардейских минометов «катюш» попала под обстрел неприятеля, погибло несколько десятков солдат, в том числе и отец Веры Павловны.
Выживать в оккупации с тремя малолетними было непросто. Мать Веры Павловны старалась, как могла, накормить детей, не допустить болезней. Спасал лес, огород и кормилица буренка, если бы ни она, померли бы с голоду. К лету 1943-го развернулись активные боевые действия, поселок стала обстреливать артиллерия. И один из таких обстрелов оказался для колячковской детворы трагичным. В подвал, куда набились ребятишки, угодил снаряд, сразу погибло пять человек, а брату Леше осколками повредило грудную клетку.
Ранение оказалось не сильным, но матери пришлось за сынишкой долго ухаживать, нянчиться, как с малолетним. Чтобы наладить быт семьи, мать обратилась за помощью к бабушке с Украины, а сама устроилась в лесхоз, чтобы хоть как-то заработать на пропитание. Трудилась она в бригаде женщин на лесоповале и когда одну из них убило упавшим деревом, начальство перевело их на другие работы. Но и там было не легче.
Раньше женщины брюк не носили. Бывало, придет мать усталая с работы, снимет юбку, а она, как колокол, стоит у печки, мы смотрим и ждем, когда повалится. Постепенно брат Леша шел на поправку, раны зарубцевались, и он снова стал главным помощником матери по хозяйству.
Все было бы хорошо, но тут вскоре случилось несчастье с сестрой Татьяной. Как-то зимой она топила вечером грубку, подкладывала дрова в топку. Как так вышло, что ни с того, ни с сего, словно свеча, вспыхнуло на ней платье. Девушка закричала, прибежали люди и залили горящую одежду ледяной водой, но ожоги были настолько сильными, что постоянно давали о себе знать вплоть до самой смерти Тани. Но тогда она выжила, долго лечилась в Курске, потом успешно работала швеей в Хомутовском КБО.
После оккупации, несмотря на сложности, многие дети учились, ходили в школу в латаных одежонках, порой на голодный желудок. Не хватало учебников, тетрадей, писали на бумаге из немецких мешков. Чернилами служила сажа. Ее разводили водой, наливали в банку. Этими воспоминаниями поделился со мной житель Колячка Петр Иванович Самойлов. Он несколько старше Веры Павловны и отлично помнит те далекие времена.
- Под осень 1944 года, - рассказал Петр Иванович, - в Колячке открыли детский дом, где разместили десятка три ребят, у которых на войне погибли родители. Детей свезли из разных городов России, нашли здесь приют и два парня из нашего Доброго Поля. В детдоме держали коня, корову, даже овец. Но учились мы почему-то в разных школах. Детдомовцы ходили в Березняковскую начальную, а мы на пос.Геогриевский. Правда, после занятий собирались вместе, особенно в теплое время года. Лес изучили, как свои пять пальцев, находили места, где растет дикий лук, чеснок, знали, когда поспевали груши, яблоки, что служило большим подспорьем для растущего детского организма. А однажды детдомовцы из леса приволокли на веревках двух волчат и ходили с ними по поселку. Наша дружба с приезжими продолжалась вплоть до декабря 1946 года. Затем в Колячок приехали автобусы, туда посадили ребят и увезли в неизвестном направлении.
Уже позже, окончив 4 класса Георгиевской школы, Вера Павловна пошла учиться в Хомутовку. Ее маме, как работнице лесхоза, выписывали кубометр дров. Вот эти дрова отдавали вместо оплаты хозяйке квартиры, а самой в выходные дни приходилось отправляться в лес собирать сучья, валежник, чтобы отапливать дом матери, где еще жила старенькая бабушка и больная сестра. После окончания учебы хотела куда-нибудь уехать в город, как это сделали ее одногодки, но денег на поездку в семье не нашлось, а потому устроилась в местный лесхоз разнорабочей. Весной сажали и пололи саженцы, зимой заготавливали полозья для саней, летом «вкалывала» на стройке: носила кирпичи, щебенку для строящихся объектов предприятия. Как-то главный лесничий лесхоза Г.Е.Лагута, увидев выбившуюся из сил Веру, предложил ей поступить учиться на продавца. Говорит, маленькая ты, мужицкой работой надорвешься, - кто отвечать будет. В Старый Оскол добиралась на попутной машине в кузове почти целый день, успешно сдала экзамены… Стипендии хватало не только на еду, кое-что оставалось на нехитрые обновки, даже брату в подарок купила кирзовые сапоги. Потом окончила техникум – стала товароведом, а затем и экономистом Калиновского сельпо. Так и трудилась всю жизнь, не покладая рук.
Наш разговор с Верой Павловной проходил в ее маленьком уютном домике. Несмотря на преклонный возраст и частые недомогания хозяйки, везде чистота и порядок, вот только частые всхлипывания свидетельствовали о нелегкой судьбе человека. Нет, она ни на кого не обижается, говорит, что у других еще гораздо сложнее. Если что нужно, помогут дочь, внучка. Вот только жалко государство о ней позабыло. Давным-давно идут разговоры о программе «Дети войны», согласно которой даже подготовлен проект федерального закона, который предполагает ежегодную бесплатную диспансеризацию, социальную поддержку нуждающимся на дому вне очереди. Эти льготы детям войны в некоторых регионах предоставляют, а доплаты к пенсии осуществляют единицы. Из наших ближайших соседей по регионам лишь Белгородская область доплачивает к пенсии детям войны по 702 рубля. Не такая уж и большая сумма, но приятно, что о тебе помнят…Внимание дорогого стоит.
Василий ЗАЙЦЕВ,
наш корр.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить