Натруженные руки матерей, святее вас нет ничего на свете.
Николай Рыленков

В нынешнем году мы праздновали 74-ую годовщину Курской битвы. Эту победу ковала и моя прабабушка Видулина (Соколова) Зинаида Владимировна. Она часто рассказывала о войне, потому что это были самые тяжелые, волнительные годы…


Прабабушка родилась в селе Сковороднево. Когда началась война, ей было десять лет. Ее отца Владимира Егоровича и старшего брата Николая забрали на фронт. Немцы, придя в село, поселились в лучших домах и принялись устанавливать свои порядки. Однажды после боя наших пленных солдат согнали в колхозные конюшни. Ее мама наварила картошки, сложила в корзинку и прабабушка понесла еду нашим солдатам. Она шла, а вокруг нее жужжали осы. Прабабушка рассказывала: «Я бегу, а осы надо мной жужжат и жужжат. Я их отгоняю, а они не улетают». Когда бабушка подошла к сараю и пленные увидели еду, они закричали. Прабабушка сказала: «Не кричите, ешьте, ешьте. Я еще принесу». Придя домой и рассказав все маме, услышала в ответ: «Доченька, это были не осы, а пули. Немцы вокруг тебя стреляли. Ночью тебя подниму, опять пойдешь. Только будь осторожна». Ночью, подходя к конюшне, прабабушка говорила: «Тшшш…». И пленные уже не кричали и быстро разбирали картошку.
Когда в очередной раз рано утром прабабушка понесла нашим пленным еду, их уже не было. Ей было очень больно и обидно, что немцы так рано увели солдат, и они не успели поесть.
Однажды немцы подбили наш самолет, а когда летчик на парашюте приземлялся на поле, прабабушка с братом и другими детьми побежали спасать его. Однако на месте приземления нашли только парашют. Летчика не было.
Немцы из села уходили ночью, понимая, что время их правления закончилось. После фашистов в селе не осталось ни техники, ни лошадей, поэтому пахали на коровах. Прабабушка с братом тащили корову за рога впереди, а их мама толкала плуг. Корова шла медленно, постоянно останавливалась, мычала. Но надо было помогать фронту. Также за несколько десятков километров от села дети ходили помогать женщинам собирать урожай. Мешки с зерном старики и дети возили в Дмитриев на станцию. Зерно возили обозами, а сами шли пешком. Прабабушка носила тяжелые мешки, а дед Федот ей говорил: «Зина, не таскай одна такие тяжести. Сгоришь ты. Вдвоем их нужно носить.» Однажды, когда бабушка несла тяжелый мешок с зерном, у нее из носа потекла кровь. Прабабушка очень старалась работать, чтобы ее отец и все солдаты на фронте, воюя с немцами, не голодали. Она тогда не знала, что ее отец погиб при освобождении Курска.
В начале мая пришло письмо от старшего брата, в котором он писал: «Завтра я полечу над Берлином! Скоро приеду.» Через несколько дней пришла «похоронка», сообщавшая, что Николай героически погиб в небе над столицей Рейха.
После окончания войны в село вернулось мало мужчин, поэтому дети продолжали работать наравне со взрослыми. Прабабушку за хороший труд наградили косынкой и плюшевым кафтаном. (Косынка хранится в нашей семье как реликвия). После окончания школы, прабабушку с подругой как лучших учениц направили учиться в Рыльск на бухгалтеров. У них была шестидневка, но каждый выходной они ходили домой помогать матерям.
Я часто задаю себе вопрос: «Могу ли я работать так, как работала моя прабабушка?» И сама себе отвечаю: «Нет. Я не смогла бы вынести то, что вынесла она!» Прабабушка занималась умственным трудом, а руки у нее были натруженные, мозолистые, так как с раннего детства она познала нелегкий труд. Вместе с тем они у нее были мягкими, теплыми и очень ласковыми.
«Целуйте, низко голову склоня, как жизнь саму, родные руки эти!»
Прабабушка была непубличным человеком, но всегда ходила 9 Мая в парк на митинг. Она стояла, слушала выступающих и плакала. Я спрашивала: «Бабуля, почему ты плачешь? Сегодня же праздник!» Она улыбалась и утирала слезы…
Дарина Ларина, г.Курск

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить