Великий наш сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин еще в 1884 году, сокрушаясь по поводу отсутствия обратной связи с читателем, какого-то влияния литературы на жизнь, на умонастроения общества, с грустью отмечал: «Русский читатель, очевидно, еще полагает, что он сам по себе, а литература сама по себе. Что литератор пописывает, а он, читатель, почитывает. Только и всего. Попробуйте сказать ему, что между ним и литературной профессией существует известная солидарность – он взглянет на вас удивленными глазами…»


Это высказывание классика пришло мне на ум, когда я попытался проанализировать действенность публикуемых районной газетой критических материалов. В нашем случае та же ситуация: писатель (то бишь журналист, внештатный автор) пописывает, поднимая какую-либо проблему, читатель почитывает, а дальше этого дело не идет. Те, кому адресованы непосредственно стрелы критики, делают вид, что они их не касаются, что, если честно, они даже на глаза им не попадались. И вообще критика в СМИ подобно назойливой осенней мухе. Настроение портит, да. Но обращать на нее внимание?.. Принимать по ней меры?.. А ведь, казалось бы, чего проще, сразу, по горячим следам, ответь редакции на очередное злободневное выступление газеты. Если имеются возражения, возражай, приведи свои доводы в защиту. Ан, нет. Зачем утруждать себя не нужными хлопотами? Легче ведь высокомерно отмолчаться.
В одном из августовских номеров «РН» шла речь об упущениях в благоустройстве поселка, упоминалась в связи с этим улица Юбилейная, претендующая на звание местного Арбата. Правда, подчеркивалось в публикации, до того, чтобы по праву так громко именовать улицу, надо еще многое на ней сделать: заасфальтировать подходы к торговым точкам, спилить проблемные ветви деревьев… Конечно, чтобы положить асфальт, убрать деревья и кустарники, требуются определенные средства. Но много ли денег нужно, чтобы навести порядок на бывшем мини-рынке (скосить сорняки)? Или заменить пару битых ступенек на крыльце отделения Россельхозбанка? Копейки! Но как спотыкались здесь клиенты более месяца назад, так и продолжают спотыкаться. Не случилось бы беды!
Такое наплевательское отношение к печатному слову сегодня не случайно. К сожалению, давно канула в Лету советская пора, когда на сигналы критической направленности в средствах массовой информации надо было незамедлительно реагировать в обязательном порядке. Делали это партийные органы, а по их прямому указанию и все остальные. На этот счет имелись специальные постановления, согласно которым в тот или иной срок надлежало сообщить в СМИ о предпринятых шагах с целью устранения вскрытых недостатков. О наказании виновных не забыть проинформировать. А наказания следовали непременно. Чаще, конечно, нарушители отделывались выговорами, но, случалось, и лишались кресла. Теперь чиновникам ничего подобное не грозит, и многие из них, как говорится, расслабились.
А напрасно. За каждым негативным фактом – обычные граждане, их нужды и заботы. Надо всегда помнить об этом. И стараться помочь страждущим. Не из-за страха получить от кого-то нагоняй, а по зову сердца.
Правовой нигилизм в сфере взаимоотношений власти и печати, власти и общества, думается, рано или поздно должен уступить место простому прагматизму – СМИ, выполняя свою функцию борца с недостатками, являются априори помощником государства. А к помощникам принято прислушиваться…
О том, что перемены в этом плане грядут, свидетельствуют слухи, поступающие из Нижней палаты Федерального Собрания. В частности, комитет по безопасности якобы готовит законопроект, обязывающий чиновничью рать, как прежде, вмешиваться, «если где-то кое-кто у нас порой честно жить не хочет…» А главное – доводить до сведения общественности, что сделано по результатам тех или иных сигналов снизу…
Ну а пока… Пока писатель пописывает, а читатель почитывает… Без видимого влияния на нашу повседневную действительность.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить