Великая Отечественная война – величайший подвиг нашего народа. В стране нет ни одной семьи, в которой не было бы мужественных воинов, с кровавых полей не пришедших. Время все дальше уносит нас от героических событий тех далеких лет, но они навсегда останутся в людской памяти.

Мне хочется рассказать о судьбе лишь одной семьи, которую уничтожила война. Это мои родственники по линии мамы. Война отняла возможность рождения их прямых потомков, поэтому вспомнить о них практически некому. Значит, это сделаю я, чтоб отдать дань памяти этим людям.

 

Помню себя маленькой девчонкой лет пяти. Мы с бабушкой идем по улице поселка Украинского. Возле одного дома сидит на лавочке старенькая женщина. Бабушка почтительно здоровается со старушкой. Они разговаривают. Александра Федотьевна (так звали старую женщину) плачет, а моя бабушка ее утешает. Тогда я еще не знала и не понимала, почему плакала старушка. Лишь спустя годы, когда заинтересовалась военной судьбой моей семьи, в памяти всплыла та трогательная картинка из моего далекого детства. Сразу стала ясна причина горьких слез Александры Федотьевны.

Огненным вихрем война ворвалась в мирную жизнь людей, перечеркнув их мечты и планы. А так все хорошо складывалось в семье Михаила Тихоновича и Александры Федотьевны Красновид! Они трудились в родном колхозе, вырастили двух замечательных сыновей, с которыми связывали надежды на будущее.

Иван, старший, закончил Рыльское педучилище. Женился, привел в дом красивую девушку Ольгу, молодого специалиста-агронома. И Алексей, младший, определился с выбором профессии. Но грянула война. Уже в первые ее дни Михаил Тихонович (1900 г.р.), сыновья Иван (1919 г.р.) и Алексей (1922 г.р.) ушли на фронт. А вообще из семьи Красновидов ушли воевать 9 мужчин – еще два родных брата Михаила Тихоновича и четыре племянника. В отчий дом в победном 45-ом вернулись только двое, остальные погибли в сражениях от Курска до Берлина. Но у многих остались потомки, а эта семья была уничтожена под корень.

Александра Федотьевна, проводив на фронт близких, ожидала весточек, а в дом летели похоронки. Она стала вдовой и лишилась двух сыновей. Первым погиб муж. Александре сообщили: «…Рядовой Красновид Михаил Тихонович пропал без вести в разгар битвы за Москву…» Новая беда постучалась в ее двери в марте 1943-го: старший сын погиб на Украине, в Полтавской области. Осталась у Федотьевны одна надежда на младшего Алешу. Мать молилась, чтоб судьба сохранила его.

В 1941-ом Алексея направили в военное училище. После обучения по ускоренной программе он – командир огневого взвода 468 гвардейского минометного полка, с которым Алексей прошел от Северного фаса Курской дуги до Германии, участвуя во многих наступательных операциях, в том числе в Берлинской. В августе 1943-го, в разгар Курской битвы, гвардии лейтенант Алексей Красновид был награжден медалью «За отвагу», а в апреле 1945-го получил орден Отечественной войны II степени. В представлении к награждению, подписанном комполка подполковником Д.Ф.Чурюкиным–курянином, уроженцем слободы Михайловка Дмитриевского района – отмечалось: «…тов.Красновид неоднократно подменял командира батареи. В боях показал себя волевым, решительным командиром. Под населенным пунктом Вайдманзау 15 февраля 1945 г., лично корректируя огонь своей батареи, он подавил 3-х орудийную 105 мм батарею противника. В боях под населенным пунктом Готтхартсберг 14 марта 1945-го во время артподготовки отлично справился с управлением огнем батареи, нанес массированный удар по противнику, чем обеспечил успех нашим стрелковым подразделениям в наступлении. При отражении контратаки в районе Кранцдорф, когда пехота противника ворвалась на наш опорный пункт, тов. Красновид с частью бойцов своей батареи перешел в рукопашную схватку. В результате атака противника была отбита. На поле боя осталось убитыми 19 немецких солдат и 11 было взято в плен…»

Погиб Алексей 27 апреля 1945 года, не дожив несколько дней до Великой Победы. Случилось это в районе городов Баутцен, Вайсенберг и населенного пункта Диза, расположенных восточнее Дрездена. Там в те апрельские дни 45-го разыгралась настоящая трагедия. Об этом мало известно на фоне взятия Берлина. Части 7-го гвардейского механизированного корпуса, в том числе часть 468 гвардейского минометного полка, где служил Алексей Красновид, попали в окружение. Начались бои по прорыву из него. Утром 24 апреля часть мехкорпуса под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В.К.Максимова предприняла прорыв, но пробиться к своим удалось лишь некоторым. Многих погибших признали пропавшими без вести, в том числе и Алексея Красновида.

Готовя этот материал, мне удалось узнать, что тела погибших и пропавших без вести – не похороненных воинов были изуродованы, никаких документов у них не оказалось. Только с начала Пражской операции появилась возможность найти погибших боевых товарищей. А имя гвардии лейтенанта Алексея Михайловича Красновида нашла в списке увековеченных – пропавших без вести на мемориале погибших советских воинов в городе Ниски (Германия).

Мать так и не узнала, как погибли ее сыновья, где находятся их могилы. Доживала Александра Федотьевна свой век в семье невестки и ее второго мужа. Помогала им растить и воспитывать сына. Своих внуков ей не суждено было понянчить. Так распорядилась война.

Ольга ЯЦЕНКО (Щеголева)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить